На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Давид Смолянский
    Что значит как справляются!? :) С помощью рук! :) Есть и др. способы, как без рук, так и без женщин! :) Рекомендации ...Секс и мастурбаци...
  • Давид Смолянский
    Я не специалист и не автор статьи, а лишь скопировал её.Древнегреческие вазы
  • кира божевольная
    всем доброго дня! не могли бы вы помочь с расшифровкой символов и мотивов на этой вазе?Древнегреческие вазы

Хатшепсут — владычица Древнего Египта. Владычицы земли «чёрных фараонов» (2 статьи)

Хатшепсут — владычица Древнего Египта

Хатшепсут была первой правительницей Древнего Египта, носившей титул фараона, — её имя означает «первая среди благородных женщин». Она стала пятым фараоном 18-й династии в период, известный как Новое Царство (1570–1069 годы до н.э.). Правление Хатшепсут ознаменовалось многими успехами, но последующие правители поспешили уничтожить все свидетельства её существования — согласно египетской традиции, ни одна женщина не могла и не должна была обладать полной божественной силой мужчины-фараона.

Такое важное имя

Хатшепсут не была ни первой, ни единственной женщиной, управлявшей Древним Египтом. Царицы Меритнейт и Нейтикерт стояли во главе государства в конце Древнего Царства, Себекнефрура правила в конце Среднего Царства, а Таусерт — на закате Нового Царства. Женщина-правитель, выполнявшая мужские функции посредника при общении с богами, становилась проблемой даже для её преданных соратников — ведь им требовалось донести законность женщины-фараона до народа. Традиционным способом общения власти и простых людей было искусство. Строгие правила для писцов, скульпторов и художников создали особый, понятный каждому египтянину «язык» восхваления власти. Олицетворением этой власти был фараон-мужчина — живое воплощение богов Гора, Амона и Осириса. Поэтому первоначально Хатшепсут изображали как женщину с царскими атрибутами, но уже с седьмого года царствования она стала изображаться как мужчина.

Портретная скульптура Хатшепсут. historyextra.com - Хатшепсут — владычица Древнего Египта | Warspot.ru Портретная скульптура Хатшепсут.
historyextra.com

И всё же Египет не принял идею женщины-фараона. После смерти Хатшепсут её имя было стёрто с памятников. Египетские письменные источники никогда не упоминают правительницу, а её многочисленные храмы и памятники долгое время приписывались более поздним фараонам. Лишь в начале XIX века французский востоковед Жан-Франсуа Шампольон открыл науке феномен Хатшепсут — он попытался перевести царское имя на скульптуре из внутренних камер храмового комплекса в Дейр-эль-Бахри и понял, что оно женское.

Кроме грандиозных монументов, царица приказала зодчим высечь своё имя в более укромных местах. Строительные проекты Хатшепсут были многочисленны, и исполнители, уничтожавшие свидетельства существования женщины-фараона, попросту пропустили некоторые из них. Попытки вычеркнуть Хатшепсут из истории в итоге оказались неудачными, и сегодня она известна как один из фараонов Древнего Египта.

Власть — семейное дело

Хатшепсут родилась в 1508 году до н.э. и была правнучкой великой царицы Яххотеп, внучкой первого фараона Нового Царства Яхмоса I, дочерью фараона Тутмоса I от его главной жены царицы Ахмос и женой своего единокровного брата Тутмоса II. В брак Хатшепсут вступила, будучи моложе двадцати лет.

18-я династия воцарилась в Египте во время кровавых сражений с захватчиками-гиксосами — военно-политическим альянсом племён амореев, хурритов и хеттов, долгое время контролировавшим половину Египта. Прабабка Хатшепсут царица Яххотеп потеряла на войне мужа и старшего сына, и ей пришлось стать регентшей при малолетнем младшем сыне Яхмосе I. На одиннадцатом году правления Яхмоса пала египетская столица гиксосов — город Аварис. Следующий фараон — Тутмос I — воевал в Нубии и Азии. После освобождения Египта новые фараоны считали себя обязанными контролировать и соседние страны — берега Нила должны были навсегда стать защищёнными от нападений.

Ещё при жизни отца Хатшепсут стала «Божественной супругой Амона», то есть верховной жрицей общегосударственного культа — это был наивысший сан, которого могла достичь женщина в Египте. Первоначально «Божественная супруга Амона» было не более чем почётным званием женщины из высшего класса, помогавшей первосвященнику. Начиная с периода Среднего Царства, звание получала жена или дочь фараона. К моменту становления первой династии Нового Царства женщина, обладавшая этим званием, уже могла участвовать в политических делах.

Реконструкция храма Амона. stephenbiesty.co.uk - Хатшепсут — владычица Древнего Египта | Warspot.ruРеконструкция храма Амона.
stephenbiesty.co.uk

Из регента — в фараоны

У Тутмоса II и Хатшепсут родилась дочь по имени Нефрура, но не было сына. А вот младшая жена родила фараону наследника, который впоследствии станет знаменитым полководцем Тутмосом III.

На четвёртом году правления Тутмос II умер, и Хатшепсут стала опекуном его сына — до достижения наследником совершеннолетия ей были переданы все полномочия по управлению государством. Регентство главной жены и одновременно царской дочери было совершенно законным. На седьмом году регентства Хатшепсут изменила правила и сама возложила на себя двойную корону фараона Египта. На более ранних статуях и рельефах она изображалась как женщина, а после коронации — вначале в мужской одежде, а затем и в образе мужчины. Вместе с тем Хатшепсут не стала менять своё женское личное имя.

Хатшепсут в молодости, реконструкция. christianevleugels.com - Хатшепсут — владычица Древнего Египта | Warspot.ru Хатшепсут в молодости, реконструкция.
christianevleugels.com

Дочь и избранница Амона

Понимая всю необычность и неопределённость своего положения, Хатшепсут начала царствование, выдав дочь Нефруру замуж за Тутмоса III. Оставалось решить, каким образом не потерять положение «божественной супруги Амона». Здесь её поддержали жрецы, которые согласились принять Нефруру вместо матери — теперь даже в случае потери власти Хатшепсут была бы мачехой и тёщей фараона, а через дочь продолжала бы распоряжаться обширными храмовыми владениями. Однако этих предосторожностей было недостаточно, и она узаконила своё царствование, представив себя дочерью бога. Хатшепсут утверждала, что Амон обратился в Тутмоса I и зачал её. Иероглифическая надпись в заупокойном храме Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри содержит следующий фрагмент:

«Он [Амон] в облике её мужа его величества, царя Верхнего и Нижнего Египта, [Тутмоса I] нашёл её спящей в своих покоях. Она проснулась от божественного аромата и повернулась к нему. Он немедленно подошёл к ней, он был возбуждён ею, и он навязал ей своё желание. Он позволил ей увидеть его в форме бога, и она возрадовалась при виде его красоты после того, как он предстал перед ней. Его любовь прошла в её тело. Дворец был наполнен божественным ароматом».

Кроме того, Хатшепсут утверждала, что Амон предсказал её приход к власти, чтобы навсегда покончить с наследием гиксосов. Официальные древнеегипетские историки характеризовали их как ненавистных тиранов из Ханаана, которые вторглись в Египет, разрушали храмы и оскверняли святыни. Народная память о кровавой войне с гиксосами была ещё свежа, и Хатшепсут использовала это, представив себя в качестве идейного и даже прямого преемника Яхмоса, которого люди чтили как своего освободителя. Одна из её надписей гласит:

«Я восстановила разрушенное. Я подняла то, что было сброшено азиатами, что находились в Дельте в Аварисе. Эти кочевники крушили то, что было сделано. Они правили без бога Ра и не действовали по божественной воле, как это делаю я».

Война

Известно, что Хатшепсут снарядила множество военных экспедиций. Точный характер этих походов трудно определить, но их целями были земли Сирии и Нубии. Вполне вероятно, что локальные войны были начаты, чтобы доказать состоятельность правительницы как военного предводителя. Лично вести воинов в бой было необязательно — победа любого доверенного полководца расценивалась как заслуга фараона. Возможно и то, что царице нужно было чем-то занять воинственных мужчин из своего окружения. Не исключены и более прагматичные причины — грабёж периферийных территорий и восстановление власти египтян над ними.

Что же известно о военных предприятиях Хатшепсут? После смерти Тутмоса II последовало нападение воинов Кушитского царства на южные границы Египта. Ответные меры не заставили себя ждать — Хатшепсут с войском отправилась в Нубию и изгнала захватчиков. В следующий поход египетская армия отправилась, когда Хатшепсут приняла титул фараона. В Сирии и Палестине было неспокойно, царица доверила армию своим военачальникам, и те успешно подавили восстания.

На двенадцатом году правления Хатшепсут снова пришлось воевать в Нубии, где вспыхнуло восстание — постоянно получая подкрепления, египтяне подавили его. На двадцатом году правления нубийцы заключили союз с племенами, известными как мау, и снова попытались изгнать египтян. На этот раз Хатшепсут доверила командование Тутмосу III, который разгромил врагов.

Перед самой смертью Хатшепсут в Палестине восстал один из подконтрольных египтянам городов. Тутмос III снова выступил в поход и вернулся с победой.

Египетские воины периода Нового Царства. ancientfacts.net - Хатшепсут — владычица Древнего Египта | Warspot.ruЕгипетские воины периода Нового Царства.
ancientfacts.net

Строительство

Хатшепсут сумела сплотить вокруг себя столичную элиту, провинциальную знать, армию и даже вечно интриговавших жрецов. Бюрократию представляли визирь Амету и казначей Джехути, жрецов — первосвященник Амона Хапусенеб, армию — нубийский полководец Нехси, строителей монументов — придворный архитектор Инени. Особую роль в жизни царицы играл человек по имени Сенмут (или Сененмут), являвшийся главным советником, зодчим и воспитателем царской дочери; ему же приписывают роль возлюбленного Хатшепсут.

Грандиозное строительство потребовало усилий множества рабочих. Принято считать, что условия на стройках Древнего Египта были настолько плохи, что туда направляли только рабов. Это не соответствует действительности, так как абсолютное большинство работ просто нельзя было доверить невольникам. Рабочий получал повышенный паёк, медицинскую помощь и социальные гарантии при несчастных случаях.

Храм Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри остаётся одним из самых впечатляющих и часто посещаемых в Египте. Даже преемники и недруги царицы были так очарованы этим архитектурным шедевром, что предпочитали быть похороненными поблизости — это положило начало огромному погребальному комплексу, известному как Долина царей.

Поминальный храм Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри. theworldwanderer.net - Хатшепсут — владычица Древнего Египта | Warspot.ruПоминальный храм Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри.
theworldwanderer.net
Посёлок строителей гробниц периода Нового Царства. stephenbiesty.co.uk - Хатшепсут — владычица Древнего Египта | Warspot.ruПосёлок строителей гробниц периода Нового Царства.
stephenbiesty.co.uk

Экспедиция в страну Пунт

Египетская экспедиция в страну Пунт была, по мнению царицы, самым важным делом за всё её правление. Пунт являлся торговым партнёром Египта со времён Среднего Царства, но экспедиции туда были дорогими, опасными и долгими. Современные историки локализуют Пунт на территории Сомали или Эритреи. По неизвестному нам маршруту из Пунта в Египет доставлялась смола миррового дерева, которая использовалась в религиозных церемониях, а потому высоко ценилась. Когда Нижний Египет был захвачен гиксосами, жрецам пришлось дорого платить за мирру посредникам из Нубии. Когда же армия Хатшепсут завоевала часть нубийских земель, торговля прервалась.

Чтобы решить проблему, Хатшепсут отправила в Пунт морскую экспедицию. Чернокожий военачальник Нехси и 210 солдат и моряков на пяти кораблях направились к цели по Красному морю. Путешествие прошло успешно — египтяне выменяли у пунтийцев мирру, чёрное дерево, экзотических животных, слоновую кость и золото. Преемники Хатшепсут посылали в Пунт новые экспедиции по уже проторённому пути.

Египетские корабли грузятся в Пунте. Прорисовка рельефа из храма Хатшепсут. maritimehistorypodcast.com - Хатшепсут — владычица Древнего Египта | Warspot.ruЕгипетские корабли грузятся в Пунте. Прорисовка рельефа из храма Хатшепсут.
maritimehistorypodcast.com
Реконструкция египетского корабля периода Нового Царства. maritimehistorypodcast.com - Хатшепсут — владычица Древнего Египта | Warspot.ruРеконструкция египетского корабля периода Нового Царства.
maritimehistorypodcast.com
Мумия бабуина, привезённого моряками Хатшепсут из Пунта. britishmuseum.org - Хатшепсут — владычица Древнего Египта | Warspot.ru Мумия бабуина, привезённого моряками Хатшепсут из Пунта.
britishmuseum.org

Хатшепсут и Тутмос III

Женщина-фараон правила 20 или 22 года, которые Тутмос пережил без «несчастных случаев». В 18-й династии фараонов власть передавалась по материнской или, в крайнем случае, по женской линии, поэтому Тутмос не имел прав на престол. Отдав свою дочь замуж за Тутмоса, женщина-фараон дала ему шанс стать законным царём. Есть сведения, что Сенмут готовил Нефруру к самостоятельному царствованию, но она явно не унаследовала материнскую тягу к власти. Также известно, что Тутмос возглавлял военные походы при жизни Хатшепсут, а значит, царица не слишком боялась, что он силой захватит власть.

Хатшепсут умерла в возрасте чуть более пятидесяти лет от рака костей. Как и другие представители семейства Тутмосидов, она болела псориазом, при котором сильно зудит кожа. Чтобы уменьшить страдания царицы, для неё изготавливали специальную мазь, содержавшую канцероген бензопирен — именно он спровоцировал рак. Кроме того, исследовав мумию Хатшепсут, современные специалисты диагностировали у неё артрит, рак печени и проблемы с зубами. Так или иначе, правительница умерла своей смертью.

Первые двадцать лет правления Тутмоса III всё шло по установленному Хатшепсут порядку. Более того, её приближённые в основном сохранили высокие посты или передали их по наследству. Однако позднее началась кампания по замене имени Хатшепсут на памятниках и монументах на имена Тутмоса I, Тутмоса II или Тутмоса III.

Мумия Хатшепсут. history.com - Хатшепсут — владычица Древнего Египта | Warspot.ru Мумия Хатшепсут.
history.com

Враг божественной гармонии

На протяжении многих лет возникали всё новые теории о том, почему фараон-преемник пытался вычеркнуть имя Хатшепсут из истории. Наиболее вероятная причина заключалась в том, что её царствование отошло от тысячелетней традиции. Главной обязанностью фараона было поддержание божественной гармонии, справедливости и равновесия (принцип маат) — идея о том, что женщина может находиться в положении мужчины, разрушительна для этого баланса. Возможно, Тутмос III опасался, что другие женщины могут обратиться к Хатшепсут за вдохновением и попытаться следовать её примеру. Это стало бы нарушением традиции, утверждавшей, что мужчины должны править Египтом, а женщины — быть их жёнами, как это было в начале времён, когда бог Осирис правил со своей супругой Исидой.

За два десятилетия правления Хатшепсут консолидировала различные группы древнеегипетского общества, продолжила восстановление страны после войн с гиксосами и заложила основы для успешного царствования великого воителя Тутмоса III. Если египетское представление о том, что человек жив до тех пор, пока помнят его имя, является верным, то Хатшепсут достигла того, чего желала. После долгого забвения она вернулась в историю и заняла своё место в ряду величайших фараонов Египта.


Литература:

  1. Brier, B. & Hobbs, H, Ancient Egypt: Everyday Life in the Land of the Nile (Sterling, 2013).
  2. Bunson, M, The Encyclopedia of Ancient Egypt (Gramercy Books, 1991).
  3. Lewis, J. E, The Mammoth Book of Eyewitness Ancient Egypt (Running Press, 2003).
  4. Shaw, I, The Oxford History of Ancient Egypt (Oxford University Press, 2016).
  5. Van De Mieroop, M, A History of Ancient Egypt (Wiley-Blackwell, 2010).
  6. Gardiner, Alan Henderson (1946). «Davies's copy of the great Speos Artemidos inscription». Journal of Egyptian Archaeology. 32: 43–56. doi:10.2307/3855414.
  7. Harbin, Michael A. (2005). The Promise and the Blessing: A Historical Survey of the Old and New Testaments. Grand Rapids, MI: Zondervan. ISBN 0-310-24037-9.
  8. Nadig, Peter (2014). Hatschepsut. Mainz: von Zabern. ISBN 978-3-8053-4763-1.
  9. Redford, Donald B. (1967). History and Chronology of the 18th dynasty of Egypt: Seven studies. Toronto: University of Toronto Press.
  10. Shaw, Ian, ed. (2002). The Oxford History of Ancient Egypt. Oxford: Oxford University Press. ISBN 0-19-280293-3.
  11. Tyldesley, Joyce (1996). Hatchepsut: The Female Pharaoh. London: Viking. ISBN 0-670-85976-1.
  12. Wells, Evelyn (1969). Hatshepsut. Garden City, NY: Doubleday.
  13. Aldred, Cyril (1952). The Development of Ancient Egyptian Art from 3200 to 1315 BC. London: A. Tiranti.
  14. Gardiner, Sir Alan (1961). Egypt of the Pharaohs. Oxford: Clarendon Press.
  15. Roehrig, Catharine H.; Dreyfus, Renée; Keller, Cathleen A., eds. (2005). Hatshepsut: From Queen to Pharaoh. New York: The Metropolitan Museum of Art. ISBN 1-58839-172-8.

https://warspot.ru/11650-hatshepsut-vladychitsa-drevnego-egi...

Владычицы земли «чёрных фараонов»

В годы своего расцвета Древний Египет оказывал значительное влияние на соседние земли. Чаще всего это были заимствования военных, административных или религиозных элементов, но в случае с южными соседями наблюдалось полное доминирование египетской культуры. На территории нынешнего Судана в верхнем течении Нила с IX века до н.э. существовало царство «чёрных фараонов», которое называли Куш, Напата или Мероэ. Как и в Египте, роль женщины в политической жизни кушитов была велика — более того, здесь сложился уникальный институт власти женщин-правительниц. В титуле «кандакия» соединились понятные нам термины «королевы-регентши» и «королевы-матери», а также фактическая роль женщины как полководца и главы государства.

Земля «чёрных фараонов»

Царица эфиопов Кандакия упоминается в Библии, когда апостол Филипп встречает царского евнуха и обращает его в христианство (Деяния 8: 27-39). В этом отрывке, как и в других древних произведениях, упоминающих о Кандакии, титул часто смешивался с личным именем Кандакии из Мероэ, правившей около 345–332 годов до н.э.

Исторические источники позволяют сделать вывод о том, что до правления царя Аркамани I (примерно 270–260 годы до н.э.) царицы не играли заметной роли в жизни государства. Именно Аркамани I провёл ряд реформ, в числе которых было возвышение женщин. Титул «кандакия» существовал и ранее, но именно после реформ он стал обозначать женщину-монарха. Наследники Аркамани I уже разделяли властные полномочия с царицами, а начиная с кандакии по имени Шанакдакете (правила около 170–150 годов до н.э.), женщины правили единолично. Последующие кандакии использовали мужские атрибуты власти, связанные с древними образами фараона как вождя, воителя и охотника.

Около 2500 года до н.э. в Нубии на землях от 1 до 4 порога Нила сложилось древнее государство, именуемое Керма (по названию столицы) и являвшееся современником и соперником Египта периода Древнего царства. Египтяне завоевали Керму, но не оказали заметного культурного влияния на местное население. В 2250–2050 годах до н.э. нубийцы восстановили независимость, воспользовавшись распадом единого египетского государства.

Кушитские воины штурмуют египетский храм в Мемфисе, 730 год до н.э. historum.com - Владычицы земли «чёрных фараонов» | Warspot.ruКушитские воины штурмуют египетский храм в Мемфисе, 730 год до н.э.
historum.com

Новой нубийской столицей стал город Напата. Времена Среднего царства в Египте характеризовались шатким равновесием сил, и только в 1475 году до н.э. фараон Тутмос III смог покорить Напату. На следующие 500 лет покорённая Нубия попала под влияние египетской цивилизации — в этот период она была известна под названием Куш. Африканцы усвоили письменность, религию и другие элементы культуры северян, местная элита стала воспринимать себя как египтян.

Между 1077 и 1070 годами до н.э. египетская империя периода Нового Царства пала. Напата не просто стала независимым царством, но и претендовала на роль объединителя всех земель долины Нила. Вершиной этой политики стало завоевание царём Куша Пианхи всего Египта. Впрочем, сохранить завоёванное нубийцам не удалось — более того, в 591 году до н.э. египетский фараон Псамметих II захватил и разрушил Напату. Столица страны переместилась на юг, в более безопасный город Мероэ.

Карта царства Куш. educatinghumanity.com - Владычицы земли «чёрных фараонов» | Warspot.ru Карта царства Куш.
educatinghumanity.com

Глядя на пустынные окрестности руин Мероэ, трудно представить себе, что в древности эти земли были покрыты лесами. Мероэ был крупным городом и важным торговым центром — здесь сходились караванные пути из центральных областей Африки и с побережья Красного моря. Богатство этого города стало легендарным — сюда стекалось выращенное на берегах Нила зерно и другие товары, которые было удобно перевозить вверх и вниз по реке. Охотники добывали леопардовые шкуры и слоновьи бивни, чтобы выгодно продать их в Египте.

Пирамиды в Мероэ — карлики по сравнению с египетскими. ancient-code.com - Владычицы земли «чёрных фараонов» | Warspot.ruПирамиды в Мероэ — карлики по сравнению с египетскими.
ancient-code.com

Власть поддерживала торговлю как главный источник богатства и процветания, но это не значит, что кушиты не вели войн. Однако в условиях, когда соседи с севера почти всегда сильнее и многочисленнее, а прочие окрестные племена слишком бедны, чтобы быть постоянной военной добычей, по-настоящему выигрышной долгосрочной стратегией была лишь сложная система транзитной торговли.

Место для нового административного и хозяйственного центра страны было выбрано с учётом запасов железной руды и обширных лесов, необходимых для производства стратегически важного металла. Огромные курганы шлака говорят о немалых объёмах производства в древности. Железо дало земледельцам, воинам, охотникам и строителям из Мероэ новые возможности, а развитие металлургии обеспечило рост благосостояния.

Мероэ против Напаты

Пять столетий Напата была центром египетской администрации в завоёванном Куше. Освободившись от контроля со стороны северного соседа, Куш оставался под давлением политических и религиозных традиций Египта — темнокожие кушитские цари именовали себя фараонами, их имена записывались в картушах, а гробницами были пирамиды.

Культ бога Амона был мощной идеологической силой в Египте и оказал сильное влияние на царей Куша. В Напате египетский фараон Тутмос III построил храм Амона, который на протяжении веков являлся важнейшим культовым сооружением кушитского царства. Как и в Египте, храм был освобождён от налогов и получал большие пожертвования, жрецы Напаты контролировали монархов в Мероэ и даже могли решить, что царю пора умереть на благо своего народа и уступить место одобренному ими преемнику. Влияние старой египетской веры в Нубии было куда сильнее, чем в самом Египте, где воцарилась династия, основанная соратником Александра Македонского полководцем Птолемеем.

До прихода к власти каждый кушитский царь изучал греческую философию и военное дело, а потому был не склонен слепо следовать традициям предков. Сильные и независимые от религиозных деятелей эллинистические правители стали образцом для «чёрного фараона» Аркамани I. Новый царь не пожелал подчиняться священникам — храм Амона был разрушен, а его жрецы убиты. Среди прочих преобразований было резкое усиление роли женщин-кандакий (возможно, что победу в борьбе со столь могущественными соперниками как жрецы царю обеспечила поддержка действующей кандакии).

Руины храма бога Ападемака в Хартуме — синтез египетской и кушитской культур. dostoyanieplaneti.ru - Владычицы земли «чёрных фараонов» | Warspot.ru Руины храма бога Ападемака в Хартуме — синтез египетской и кушитской культур.
dostoyanieplaneti.ru
Павильон из Мероэ: доказательство влияния эллинизма на кушитскую культуру. history.com - Владычицы земли «чёрных фараонов» | Warspot.ruПавильон из Мероэ: доказательство влияния эллинизма на кушитскую культуру.
history.com

Правление великого царя

Аркамани I и его соратники избавились от старого жречества, дополнили пантеон богами местного происхождения, отказались от египетских иероглифов и перешли на алфавитную систему письма. К сожалению, кушитская письменность до сих пор не расшифрована, поэтому историкам неизвестны подробности возвышения женщин-правительниц. Даже последовательность правления царей и прочтение их имён остаются предметом споров, которые пока не разрешены письменными источниками.

Кушитское государство имело весьма сильную армию, которая воевала против римлян и вместе с римлянами, а также защищала земли царства и его торговые пути.

Наследовать престол мог не только сын действующего правителя, но и его брат, поэтому титул «кандакия» могла носить как мать царя, так и мать наследника престола. Имеющиеся данные говорят о том, что чётких правил выбора нового монарха не было. Это могло привести к путанице и конфликту во время передачи власти. Имел ли место такой конфликт, доподлинно неизвестно, однако есть сведения о длительной напряжённости между престолом и храмом и, возможно, между потенциальными наследниками. Известно и то, что после правления Аркамани женщины-правительницы получили значительную власть.

Кушитский золотой амулет. metmuseum.org - Владычицы земли «чёрных фараонов» | Warspot.ru Кушитский золотой амулет.
metmuseum.org

Военное дело нубийцев

Если в Древнем Египте охота была скорее развлечением элиты, чем способом прокормить себя, то в Нубии дело обстояло иначе. В среднем течении Нила земледелие никогда не было столь же продуктивным, как на севере, а потому навыки владения луком обеспечивали нубийцев и едой, и шкурами диких животных. Египетские источники эпохи Древнего царства именуют Нубию «Землёй лука». В древних нубийских могилах археологи находят скелеты с луками в руках и лежащие рядом колчаны со стрелами. Около 2600 года до н.э. египтяне начали нанимать тысячи нубийцев в качестве лучников для своих армий. Древнегреческий историк Геродот писал, что кушитские лучники могли создавать дождь из стрел и попасть в глаз вражескому воину. Лучники служили основой нубийского войска со времён Кермы и вплоть до потери государственности в IV веке.

Колчан нубийского лучника из захоронения около 410 года н.э. historum.com - Владычицы земли «чёрных фараонов» | Warspot.ruКолчан нубийского лучника из захоронения около 410 года н.э.
historum.com

В бою на открытой местности лучников прикрывали копейщики, вооружённые большими щитами и копьями. Голову копейщика защищал парик на египетский манер. Известно, что нубийские копейщики были равноценны египетским, но не могли противостоять ассирийской, греческой или римской тяжёлой пехоте.

До падения Кермы лошадь была неизвестна в Нубии, но после установления египетской власти здесь появились коневодческие хозяйства. Поэтому когда нубийцы вновь стали независимыми, их войско стало использовать и боевые колесницы, и всадников. Римляне, столкнувшиеся с лёгкой кушитской кавалерией царицы Амаринены, оценили её как совершенно не уступающую знаменитым нумидийским всадникам. Ещё одной «козырной картой» нубийских полководцев были боевые слоны, появившиеся в период правления в Египте греческой династии Птолемеев. До нашего времени в Судане сохранились руины большого царского центра по подготовке боевых слонов.

Боевой слон — рельефа из храма бога Ападемака. historum.com - Владычицы земли «чёрных фараонов» | Warspot.ruБоевой слон — рельефа из храма бога Ападемака.
historum.com

Что касается оружия, то каменные наконечники и лезвия Кермы сменились бронзовыми Кушитского периода и, наконец, железными из Мероэ. В качестве доспехов нубийцы пользовались панцирями из шнурованных между собой бронзовых или железных пластинок. Видимо, доспехами защищались лишь элита, но не простые воины. Также известно, что нубийцы умели строить и штурмовать города, защищённые стенами.

Бронзовое и железное оружие периода Мероэ. historum.com - Владычицы земли «чёрных фараонов» | Warspot.ruБронзовое и железное оружие периода Мероэ.
historum.com

Владычицы Нубии

Первой известной нам кандакией, которая правила самостоятельно примерно в 170–150 годах до н.э., была Шанакдакете. На монументе властительница изображена в боевом облачении, ведущей свою армию в бой, но это не означает, что она действительно присутствовала на поле сражения. Вполне возможно, что военные победы неких полководцев были зафиксированы в классическом древнеегипетском стиле «фараон, побивающий врагов». Впрочем, известно, что во времена её правления царство расширило свои границы, а экономика бурно развивалась.

Шанакдакете провела религиозно-политическую реформу и передала власть над хозяйством храмов «жене Амона», тем самым устранив или потеснив мужчину-первосвященника Амона. Приверженность властительницы египетским традициям проявляется в надписях, где она называет себя на староегипетский манер «Сыном Ра, Владыкой двух земель, возлюбленным (богини справедливости) Маат».

Амаринена (правила около 40–10 годов до н.э.) известна как кандакия, заключившая выгодный мирный договор с римским императором Августом после конфликта между Кушем и Римом в 27–22 годах до н.э. Войну начали римляне в ответ на кушитские набеги на Египет — одну из важнейших провинций Римской империи, снабжавшую метрополию дешёвым зерном.

Стела Амаринены. britishmuseum.org - Владычицы земли «чёрных фараонов» | Warspot.ru Стела Амаринены.
britishmuseum.org

Древнегреческий историк Страбон писал, что в 25 году до н.э. войска Амаринены оккупировали территории, граница которых проходила южнее современного Асуана. Римляне могли выставить для защиты от нападавших только три когорты легионеров, но они были уничтожены в бою.

Кушиты захватили золотые рудники Нижней Нубии, затем царица, которая, по утверждению Страбона, была «весьма сильной женщиной, слепой на один глаз», повела своих воинов на север — в области, занятые римлянами. Поход завершился разграблением римских храмов на священном острове Филы, где были захвачены статуи императора Августа.

Римский префект Египта Гай Петроний ответил на набеги, в 22 году до н.э. вторгнувшись в Куш — нубийцы отвечали яростными контратаками. Римляне строили форты и занимали территории, а воины царицы обходили основные римские силы и атаковали гарнизоны в тылу. В качестве демонстрации своего успеха Петроний отправил в Рим «тысячу пленных нубийских воинов», которых превратили в гладиаторов. Сколько среди пленников было воинов Амаринены, а сколько попавшихся под руку крестьян — навсегда останется неизвестным.

Массовое римское вторжение нанесло кушитам серьёзные потери, но общие итоги кампании были неоднозначными. Некоторые римские источники сообщают, что нубийский религиозный центр город Напата был захвачен — современные историки оспаривают это утверждение, поскольку оно не подтверждается археологическими данными. Скорее всего, Петроний смог потеснить кушитов в северной Нубии и продержался там три года, когда Амаринена собрала новое войско на юге и перешла в контрнаступление. Возле римской крепости в Премнисе две армии маневрировали, пытаясь занять позицию, наиболее выгодную для генерального сражения. У римлян было 10 000 солдат, силы нубийцев оценивают примерно в 30 000 воинов. Источники не дают чёткого ответа на вопрос, произошло ли сражение, однако известно, что вскоре стороны решили начать переговоры.

Интерес римлян состоял в поддержании спокойной границы в Египте, и во время переговоров они в конце концов уступили спорные районы. Между 22 и 21 годами до н.э. на острове Самос был подписан мирный договор — кушиты освобождались от уплаты Риму какой-либо дани, на южной границе Египта была создана буферная зона. Римский историк Страбон пишет о том, что император Август посчитал это соглашение удачным. Кушиты вернули римлянам захваченные статуи императора, кроме одной, которая была обезглавлена (голову замуровали в ступеньку кушитского храма лицом вверх).

Кандакия Аманишакете (правила около 10 года до н.э.–1 года н.э.) известна благодаря своим драгоценностям, ради которых итальянский авантюрист Джузеппе Ферлини в 1834 году разрушил её погребальную пирамиду в Мероэ. Разрушенные надписи и барельефы дают понять, что это была могущественная царица, правившая независимо, но детали её правления навсегда утеряны.

Браслет из пирамиды Аманишакете. smb.museum - Владычицы земли «чёрных фараонов» | Warspot.ruБраслет из пирамиды Аманишакете.
smb.museum
Украшения из пирамиды Аманишакете. smb.museum - Владычицы земли «чёрных фараонов» | Warspot.ruУкрашения из пирамиды Аманишакете.
smb.museum
Стела кандакии Аманишакете. smaek.de - Владычицы земли «чёрных фараонов» | Warspot.ru Стела кандакии Аманишакете.
smaek.de

Аманиторе правила в 1–25 годах, которые стали периодом наивысшего расцвета кушитского государства. Правительница смогла восстановить храм Амона в Напате и отремонтировать храмы в Мероэ, при ней процветали торговля, металлургия и сельское хозяйство, были вырыты новые оросительные каналы. На стене храма Аманиторе изображена в образе воительницы вместе с соправителем царём Натакамани (неясно, был он её мужем или сыном).

Кандакия Аманиторе, барельеф. smb.museum - Владычицы земли «чёрных фараонов» | Warspot.ru Кандакия Аманиторе, барельеф.
smb.museum

Амантитере правила в 25–41 годах и упоминается в Библии. На основе отрывка из Библии, в котором её евнух, встреченный апостолом Филиппом, читает Книгу Исайи, учёные предполагают, что она была еврейкой. Нет никаких доказательств существования в Мероэ еврейской общины, однако известно, что евреи жили в Куше. Иногда библейский отрывок цитируется, чтобы доказать, что она правила одна, поскольку её евнух имел «великий авторитет» и отвечал за царскую сокровищницу. Но эти утверждения вряд ли доказывают независимость царицы, равно как и чтение евнухом Книги Исайи не доказывает её принадлежности к иудаизму.

Кандакия Аманикаташан царствовала приблизительно в 62–85 годах. Известно, что во время Первой Иудейской войны она оказала римлянам помощь, послав к ним кавалерию и знаменитых кушитских лучников — одним из ранних египетских названий Нубии было Та-Сет («Страна лука»).

Экономическое процветание и политическая стабильность царства Куш продолжались до III века н.э. При царицах Малегерабар (около 266–283 годов) и Лахидеамани (около 306–314 годов) Рим переориентировал свою торговлю в регионе на эфиопское царство Аксум. Правители Куша потеряли контроль над своей территорией, царство раскололось на три независимые части, а в 330 или 350 году город Мероэ был захвачен войсками Аксума.

Вероятно, именно активное производство железа привело к экологической катастрофе — леса были сожжены в плавильных печах. Это серьёзно изменило климат, и земли, истощённые многовековым использованием, перестали обеспечивать потребности в зерне. Вместе с гибелью Куша навсегда исчез и феномен его женщин-правительниц.


Литература:

  1. Racism and the Rediscovery of Ancient Nubia by Timothy Kendall
  2. Diodorus Siculus, Diodorus Siculus' Histories (Harvard University Press, 1933).
  3. Graham, A, Roman Africa: An Outline of the History of the Roman Occupation of North Africa (Longmans, Green & Company, London, 1902).
  4. Grant, M, Readings in the Classical Historians (Scribner, 1993).
  5. Mellor, R, The Historians of Ancient Rome (Routledge, 2012).
  6. Shillington, K, History of Africa (Palgrave Macmillan, 2012).
  7. Strabo, Strabo's Geography (Harvard University Press, 1929).
  8. Van De Mieroop, M, A History of Ancient Egypt (Wiley-Blackwell, 2010).
  9. Welsby, D. A, The Kingdom of Kush (Markus Wiener Publishers, 1996).
  10. Richard A. Lobban, Historical Dictionary of Ancient and Medieval Nubia (Scarecrow Press, 2004),
  11. Miriam Ma'at-ka-re Monges, «Kush», Encyclopedia of Black Studies (Sage Publications, 2005), pp. 301–03.
  12. Fage, John. A History of Africa. Routledge. p. 115. ISBN 1317797272. Retrieved 20 January 2015.
  13. Nubian Queens in the Nile Valley and Afro-Asiatic Cultural History — Carolyn Fluehr-Lobban, Professor of Anthropology, Museum of Fine Arts, Boston U.S.A, August 20-26, 1998.
  14. E. A. Wallis Budge (2003), Cook's Handbook for Egypt and the Sudan, Part 2 (reprinted ed.), Kessinger Publishing, p. 737, ISBN 9780766148024
  15. Jones, David E., Women Warriors: A History, Brasseys, Inc.; (2000)
  16. Goldenberg, David M. (2003). The Curse of Ham: Race and Slavery in Early Judaism, Christianity, and Islam. Princeton University Press. p. 64.
  17. Morgan, J.R.; Stoneman, Richard (1994). Greek Fiction: The Greek Novel in Context. Routledge. ISBN 0-415-08507-1.
  18. Gutenberg, David M. (2003). The Curse of Ham: Race and Slavery in Early Judaism, Christianity, and Islam. Princeton: Princeton University Press. ISBN 0-691-11465-X.

https://warspot.ru/users/17486-maksim-ferapontov

Картина дня

наверх