На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Давид Смолянский
    Что значит как справляются!? :) С помощью рук! :) Есть и др. способы, как без рук, так и без женщин! :) Рекомендации ...Секс и мастурбаци...
  • Давид Смолянский
    Я не специалист и не автор статьи, а лишь скопировал её.Древнегреческие вазы
  • кира божевольная
    всем доброго дня! не могли бы вы помочь с расшифровкой символов и мотивов на этой вазе?Древнегреческие вазы

Рыцари и рыцарство эпохи войны Роз. В 4-х частях

Рыцари и рыцарство эпохи войны Роз

А было так, что публикация здесь на ВО трех материалов моей коллеги по университету Светлана Денисовой вызвали большой интерес читательской аудитории сайта и пожелания более подробным образом написать о военном деле этой эпохи, тактике, доспехах и оружии, рыцарях и рыцарстве той эпохи, ставшей концом Средневековья и началом Нового времени. Сделать это в рамках трех публикаций не представлялось возможным, к тому же они носили характер исторического очерка, не более. Сегодня мы выполняем просьбу ряда активных участников обсуждения данной темы и постепенно постараемся ответить на все заданные в рамках ее обсуждения вопросы.

Джеймс Доул. Битва при Босворте.

Итак, как всегда начнем с историографии. В материалах С. Денисовой приводились названия англоязычных работ, посвященных войне Роз, однако следует помнить, что это всего лишь в достаточной степени популярные материалы. Как и в случае с историей России, изучать которую следует начинать с обращения к «Полному собранию русских летописей», война Роз имеет свою, чисто британскую «летописную» основу, представленную множеством так называемых хроник. Их много и все они по-своему примечательны и любопытны. Это: Хроника Бэнета, Хроника Грегори (1189–1469), Короткая Английская хроника (1465), Хроника Хардинга: вторая версия для герцога Йоркского и Эдуарда IV (1460 – 1464), Хроника Хардинга: вторая «йоркистская» версия, написанная для Генриха VI, Капгрэйв (1464), Коммин (1464–1498), Хроника Линкольнширского восстания (1470), История прибытия Эдуарда IV в Англию (1471), Ваурин (1471), Английская хроника, также известная как Хроника Дэвиса (1461), Краткая латинская хроника (1422–1471), Фабиан (1485), Роус (1480 – 1486 ), Хроника Кройланда (1149—1486), Хроника Варкворта (1500?).Так что для людей, знающих английский язык того времени, материала, можно сказать в избытке. Как со стороны «белых», так и «красных», равно как и историков Тюдоров. Это так называемые «первичные источники», на основе изучения которых, собственно говоря, и зиждется вся англоязычная историография этой темы последующих веков. Теперь главное – нам все эти источники доступны никогда не будут! Ну кто у нас владеет так называемым «средним английским»? Поэтому наши историки могут работать лишь со вторичными источниками, а их хроник и манускриптов им доступны разве что «картинки», то есть миниатюры. Однако, как здесь уже отмечалось, англичане самым скрупулезным образом все эти материалы изучили и описали интересующие нас события и факты вполне доступным для нас современным английским.


Рыцари и рыцарство эпохи войны Роз (часть 1)

Король Англии Эдуард V. Национальная галерея.

Для начала подчеркнем, что Война Роз была войной за… ресурсы. Страна потерпела поражение в Столетней войне и ее людские и материальные ресурсы в значительной степени были подорваны. Но феодальные кланы, связанные с престолом, по-прежнему имели все то, чего не имели все те, кто были удалены от него. И понятно, что они любыми средствами хотели устранить своих соперников и посадить на трон «своего короля». Отсюда и столь кровавый характер этой распри.


Король Англии Ричард III. Национальная галерея.

Важно подчеркнуть и то, что, хотя это и была гражданская война, в ней самое активное участие принимали соседи Англии, в частности Франция и Бургундия. Франция хотела ослабить Англию еще больше, а Бургундия стремилась… ослабить Францию, поэтому континентальные государства все делали для того, чтобы англичане убивали друг друга как можно дольше. В своих землях они давали приют беглецам, помогали им деньгами и даже предоставляли воинские контингенты.


Король Франции Людовик XI, поддерживавший Ланкастеров.

Но… «новое время» – новые песни! Если Столетняя война была еще чисто феодальной войной, то уже в середине XV века рыцари уже не воевали за сеньора в обмен на землю, а служили тем, кто больше заплатит, основываясь на системе договоров. Все чаще люди-землевладельцы предпочитали вести жизнь помещиков, тогда как богатые буржуа получали рыцарское звание. И тем, и другим вовсе не хотелось обряжаться в стальные доспехи и сражаться в них в жару и в холод.


Герцог Бургундии Карл Смелый, поддерживавший Йорков.

Поэтому в Англии распространился институт сквайров (от английского слова –square, «поле», «площадь»), то есть мелких держателей земли, которые служили по договору, а не на основе ленной присяги. В сквайры выбирали молодых людей, в том числе и сыновей крестьян, брали на себя труд их кормить-поить и обучать военному делу. Будущий «сквайр» выезжал с рыцарями на охоту, осваивал валлийский лук и арбалет (подчеркнем, лишь как оружие охоты, но никак не войны!), а став постарше, следовал за своим господином в битву и там помогал его вытаскивать с поля боя. Теперь «сквайр» должен был не только уметь сражаться, но и быть грамотным, читать и писать на латыни и на французском.

Обычно «сквайра» посвящали в рыцари в интервале от 18 и до 21 года. Понятно, что юношей из знатных семей в рыцари посвящал сам король. Но всё чаще «сквайры» вообще не становились рыцарями, хотя, сражаясь на поле брани, могли добывать себе доспехи ничуть не хуже, чем доспехи у своего господина. То есть война Роз совпала с кризисом рыцарства, которому теперь приходилось все чаще биться не с себе подобными благородными воинами, а сражаться с вооруженными луками и арбалетами мужиками, и действовать на поле брани против пушек!


Европейский кольчужный наголовник XV – XVI вв. Вес 590 г. (Коллекция Уоллеса)

Если мы посмотрим на миниатюры эпохи Столетней войны и затем миниатюры войны Роз, то мы, несомненно, заметим, как сильно отличаются доспехи этих двух войн, последовавших друг за другом с небольшим интервалом. В Столетнюю войну рыцари сражались, будучи одеты в короткие куртки-джупоны, под которыми была кольчуга или доспехи из полос, на голову в обязательном порядке надевали шлем бацинет, сначала с заостренным забралом, затем с круглым, выпуклым. На миниатюрах, изображающих войну Роз, налатные одежды присутствуют на воинах лишь изредка. В большинстве случаев они носят «белые доспехи», в которых кольчуги имеют уже второстепенное значение. Кольчужная ткань применяется кусками, которые пришивают на боевой дублет – стеганую поддоспешную одежду. Ее нашивают под мышками, на боках, на обратные стороны локтевых суставов, используют ее в качестве «подъюбника» под юбку из металлических полос, а то и вовсе вяжут из нее кольчужные панталоны, хотя вряд ли в них было удобно ездить верхом.

А теперь давайте обратимся к «нашим» любимым эффигиям, потому что уж они-то нас не обманут и дадут точное представление о том, как выглядели рыцари – участники войны Роз.


Эта «мемориальная доска» (брасс) принадлежит Джайлсу Добени (ум. 1446 г.), Южный Уэльс, Петертон, Сомерсет. На нем полностью «белые доспехи» с «юбкой» из полос в форме колокола. На голове – большой бацинет, позади которого вместо подушки под голову подложен турнирный шлем, украшенный венками из цветов. Доспехи, как это можно видеть, очень простые. Подмышки – что было характерно для ранних «белых доспехов», закрыты щитками бесагю. Щитки налокотников и наколенников напоминают раковину. Примерно к 1440 г. латные рукавицы, похожие на варежки, уступили место настоящим перчаткам, у которых на костяшках пальцев могли быть усиливающие их пирамидки – гэдлинги или даже шипы для рукопашной. Еще одной особенностью, по которой можно легко определить время данного доспеха, является косая перевязь меча. До этого ее носили спущенной на бедра строго горизонтально и на нее же крепили кинжал. У этого рыцаря кинжал рондель скорее всего закреплен в кожаной петле, просто приклепанной к полосе юбки. Меч – с навершием рукояти характерной формы, напоминающей пробку от графина.

Мемориальная доска Уильяма Уодгема (ум. 1451 г. – т.е. как раз на переломе столетия!). На голове большой бацинет, но бесагю уже нет. Их заменили полдронами или латными оплечьями, спускающимися на грудь и спину. К нижней пластине приделаны на ремешках две пластины – тассеты. Меч имеет перекрестия, выгнутые вперед и дисковое навершие рукояти.

Богатые люди могли позволить себе удовольствие купить такие или подобные этим доспехи у торговцев из Италии и Германии, рыцари и сквайры довольствовались «серийными» латами в массовом количестве, выпускавшимися в Милане. Известно, что рыцарь Джон Кресси в 1441 году купил точно такой же комплект, как два вышеприведенных, за 8 фунтов 6 шиллингов и 8 пенсов, а вот латы для его оруженосца обошлись ему дешевле – 5 фунтов, 16 шиллингов и 8 пенсов. Понятно, что должны были существовать мастерские, где каждый такой покупной доспех подгоняли под габариты хозяина, возможно добавляя к нему какие-то детали, поскольку плохо пригнанный по фигуре доспех – это совсем не то, что костюм, сшитый не по мерке – от того, насколько хорошо латы сидели на теле, иной раз зависела жизнь!

А теперь давайте посмотрим, как все-таки выглядели рыцарские доспехи, использовавшиеся в Англии именно с 1460 по 1485 год. Кстати, дело это совсем нелегкое, так как их практически не осталось. Поэтому нам приходится полагаться на те изобразительные источники, которые дошли с тех пор до нашего времени, чтобы уже на этой основе постараться их реконструировать. Что-то, конечно, производилось в самой Англии, скорее всего в Лондоне, так как доспехов нужно было много, но очень много доспехов самого различного качества экспортировались из Фландрии, а также из Италии, как об этом шла речь в части первой. Опираясь на скульптурное изображение рыцаря Фиц-Герберта, сделанного около 1475 г., художник Грэхем Тёрнер представил, как мог бы выглядеть наиболее типичный (причем, достаточно состоятельный!) рыцарь войны Роз, одетый в итальянские доспехи.

Рисунок Грэхэма Тёрнера с изображением английского рыцаря 1450 – 1500 гг.

Начнем с латной обуви. «Сабатоны» его доспеха сделаны из перекрывающихся полос, каждая из которых соединяется с другой при помощи шарнирно-шлицевого соединения с заклепкой. Итальянские доспехи в этом плане отличались наличием обуви из кольчужного плетения. Крылышки наколенников были меньше, чем на итальянских образцах, и были сделаны в форме сердца. Нижняя часть кирасы крепилась к нагруднику при помощи клепки, а не ремнем. «Бесагю», или круглые щитки, закрывавшие подмышки, продолжали использовать, но на этом доспехе Тёрнер изображать их не стал. Крылья налокотников тогда еще было в обычае делать симметричными.

Латные перчатки теперь также собирались из пластинок, наклепанных на кожу. Иногда на левую перчатку ставили еще и усиливающую пластину, поскольку щиты практически не применялись. Латы делали с рифлеными поверхностями или старались по возможности располагать их детали под углом. После 1470 г. «тассеты» стали отчасти перекрывать набрюшник вместо того, чтобы просто висеть на его нижней кромке. Примерно с 1440 г. английские рыцари все чаще и чаще используют шлем салад, но отличающийся своим видом от германского шлема этого типа.

Шлем салад, обтянутый тканью и с наклепанными поверх нее чеканными украшениями. (Национальная Пинакотека города Сиена, Италия)

А теперь внимательно рассмотрим остальные детали, которые Грэхем Тернер изобразил на этом рисунке:

1. Шлем салад, сделанный около 1460 г. с подбоем из сена, и состоящим из дольчатых фрагментов, которые стягивались в области темени шнурком. Соответственно подкладка приклепывалась к ободу шлема.
2. Важную роль теперь играл подбородник, или «бувигер», также имевший подкладку и крепившийся к нагруднику кирасы при помощи шнурков или ремней. Причем далеко не всегда его носили вместе с саладом.
3. Ожерелье Йоркской династии с подвеской, изображающей льва.
4. Подвеска в форме кабана Ричарда Глостера.
5. Поллэкс – гибрид боевого молота, секиры и копья. Около 1450 г.
6. Шестопер. Около 1470 г.
7. «Полутораручный» меч с головкой эфеса типа «пробка флакона для духов». Около 1450 г. Тонкая кожа, покрывающая рукоять, покрывает оплетка из шнура.
8. Боевой меч с головкой эфеса в форме «рыбьего хвоста».
9. Рукоять меча в разобранном виде. Трубчатая деревянная рукоять обычно покрывалась кожей, после чего она нередко обматывалась оплеткой из тонких кожаных полосок или проволоки.
10. «Полутораручный» меч с головкой эфеса типа «пробка флакона для духов». Около 1450 г. Нижняя часть рукояти покрыта кожей.
11. Рукоять аналогичного типа. Конец XV века.
12. Боевой меч с широким клинком и ножны со скульптурного изображения сэра Роберта Гаркура (умер в 1471 г.) на ременной портупее.

Отметим, что вес таких доспехов не превышал 25-35 кг. В них можно было бегать, прыгать и сражаться мечом в пешем строю. Хотя сами доспехи и выделывались из мягкого и порядком зашлакованного железа, очистить которое в то время возможности кузнецы не имели, они были достаточно прочны, чтобы защитить их обладателя от ударов меча.

Рыцарь 1475 – 1500 гг. Франция. (Музей Армии, Париж)

Вот от чего они не могли защитить его, так это от перегрева! Доспехи затрудняли теплообмен, поэтому тело человека, одетого в такие доспехи, быстро перегревалось и рыцаря мог сразить банальный тепловой удар, что, например, и случилось с кузеном Генриха V, герцогом Йоркским, которого нашли мертвым на поле битвы при Азенкуре, но без единой царапины на теле! Даже когда зимой металл доспехов снаружи был холодным, под ним все равно было очень жарко и рыцаря донимал обильный пот, но сняв их, он рисковал тут же простудиться насмерть от холода, если у него не было под руками сменной одежды!

«Битва при Барнете» (14 апреля 1471 г.) – миниатюра из манускрипта, конца XV в. (Библиотека Гентского университета)

Необходимо отметить такой факт, что создатели доспехов периода войны Роз много внимания уделяли… подвижности плечевого пояса. Поэтому они предпочитали делать кирасы не цельными, а составными, состоявшими не из двух, как мы это обычно себе представляем, а четырех деталей: двух нижних и, соответственно, двух верхних. Верхние скреплялись ремнями на плечах, под наплечниками, и под мышками, на петлях и ремнях. Нижние – на боках. Причем верхние и нижние части кираса в обязательном порядке заходили одна на другую, причем нижняя всегда должна была заходить за верхнюю и почему так, думается, понятно. Между собой части кирасы скреплялись двумя способами – не ремнях, располагавшихся один спереди, другой – сзади, и на заклепках, располагавшихся на месте ременных креплений.

«Битва при Тьюксбери» (4 мая 1471 г.) – миниатюра из манускрипта, конца XV в. (Библиотека Гентского университета)

Зачем это было нужно? Во-первый, получалось, что торс человека защищала разнесенная броня, а два слоя брони всегда лучше, чем один! Во-вторых, между листами брони сохранялась воздушная прослойка и при движении через них за счет колебания листов брони происходил подсос воздуха, то есть происходила хоть какая-то вентиляция не только из области головы, но и тела. К тому же это, как уже отмечалось, повышало подвижность воина.

Опять-таки наличие четырех деталей позволяло обрядить в латы сразу двух воинов! Одному отдавались две верхние части кирасы, а другому – две нижние! Оставалось надеть их на кольчугу, что пехотинцы обычно и делали, и воин уже был защищен много лучше, чем если бы на нем была бы всего одна кольчуга. То есть деньги платились за один комплект, а вооружались им – двое!

Французский меч 1450 г. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк).

Оружие рыцарства оставалось в то время достаточно традиционным, хотя изменения и были несомненны. Так мечи приобрели резко выраженное сужение к острию и ромбическую форму клинка. Длина некоторых, по мнению Кристофера Граветта, достигла 1.25 м, причем у них был не только длинный клинок, но и соответствующая удлиненная рукоять с навершием типа «пробка от графина». Такие мечи получили название «бастардных» или «боевых». Многие такие мечи в это время получили металлические клапаны на гарде, не позволявшие попадать воде в ножны. Ближняя часть клинка (рикассо) к гарде не затачивалась. Это позволяло взяться за нее одной рукой, а другой за длинную рукоятку и нанести противнику сильный колющий удар, способный пробить его доспехи. А можно было и напротив, взяться руками в латных перчатках за клинок и ударить его эфесом в лицо, как палицей, в особенности, если на нем был шлем барбют, а навершие у эфеса было дисковидное!

Боевой бич (или цепной моргенштерн) с шипасной гирей – оружие для мастера, так как при неумелом пользовании им можно было легко покалечиться. Реплика.

Боевой бич с тремя гирьками. Реплика.

Как вспомогательное оружие использовались секиры, шестоперы и «боевые молоты» с клювом на обухе или на торце. Популярным оружием английских рыцарей, все чаще сражавшихся пешими, стал поллэкс или гибрид секиры, боевого молота и копья. Боевое навершие крепилось на древке при помощи металлических полос или «лангетов», поэтому его было невозможно перерубить ни мечом, ни топором. Руку, держащую поллэкс, защищал диск-рондель, на который вполне можно было принять удар соскользнувшего с лангетов меча противника. Некоторые из таких секир имели пилообразные лезвия. Менее распространенным был альшпис – короткое копье с таким же диском-ронделем у наконечника и, часто, у рукояти, и четырехгранным шилоподобным наконечником.

Поллэкс – гибрид секиры и боевого молота 1450 г. Длина 208 см. Вес 2,466 кг. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)

«Боевой молот с клювом». Германия, ок. 1440 г. (Немецкий исторический музей, Берлин)

Рыцарь не мог воевать без коня, тогда он просто не был бы рыцарем, хотя в описываемое время многие рыцари уже чаще сражались пешими, чем сидя верхом. Хороший боевой конь, однако, был очень дорог. Самым крупным и могучим являлся «дестрие» – от французского «правый». Почему его так звали? А все дело в том, что поскольку конь был животным благородным, вести его слуга мог только лишь правой рукой. Есть предположение, что коней обучали делать шаг с правой ноги. «Дестриеры» ценились очень высоко, но и вырастить такого коня было непросто. Их выкармливали и тренировали, развивали в них злобность и выносливость. Однако хотя они и были очень сильными и крепкими, сила и мощь отнюдь не означали медлительность. Более того, они обладали способностью очень быстро-быстро поворачиваться. «Дестриеры» всегда были жеребцами, и их естественная злобность и агрессивность учитывалась в их подготовке, так что в бою рыцарские кони могли кусать и лягать коней противника и бить копытами пехотинцев.

Тем, кому «дестриер» был не по карману, могли пойти в бой на «курсе» - тоже довольно дорогом боевом коне, но все-таки немного пониже рангом. Ну, а для путешествий нужна была покладистая ездовая лошадь с ровной поступью - «полфри». Разумеется, если рыцарь был богат, то у него было много разных лошадей: и «дестрие», и ездовые, и боевые лошади. Для рыцарских слуг - «валетов», покупали лошадей, называвшихся «рунси», или «ронсонами». Ездовых лошадей под названием «хэк» или «хэкни» господин покупал для прочих слуг или же наемных солдат. В походе рыцарю требовались и мулы, и также упряжные лошади для того, чтобы тянуть повозки.


На Босвортском поле можно увидеть множество таких и подобных ему монументов, отмечающих, кто где стоял в том решающем сражении, во второй раз изменившем судьбу Англии.

В этом материале мы рассмотрим другую реконструкцию доспехов войны Роз, сделанную на основе дошедшего до наших дней комплекта миланских доспехов, который экспонируется в Скотт Коллекшн в Глазго. К ним в музее приспособлен шлем «барбют», однако художник Грэхем Тёрнер посчитал, что его следует заменить на «арме». Судя по всему, это доспехи приблизительно 1450 года, но могли использоваться и значительно позднее.

Рыцари и рыцарство эпохи войны Роз (часть 3)

«Рыцарь из Глазго» - реконструкция Грэхема Тёрнера.

Эти латы также имеют по две пластины, на груди и на спине соединенные кожаным ремнем. Нагрудная и спинная пластины, кроме того, соединены шарниром на левом боку у рыцаря, а на правом – стянуты ремешками, то есть доспех устроен «хитро», поскольку кожаные детали находятся в наиболее защищенном от атак противника месте. То есть опять-таки мы видим, что кираса имеет, во-первых, в ряде мест двойной слой металла, а во-вторых, необходимую степень подвижности. Ниже на нем находится кольчужная «юбка», которая не стесняет движений, но защищает гениталии и «юбка» из кованых металлических полос, устроенных по типу складного туристического стаканчика. То есть когда рыцарь садился на коня, полосы юбки входили одна в другую и поднимались, не мешая ему сидеть в седле. Для пешего боя обе юбки можно было заменить панталонами из кольчуги, надетыми под шоссы, или обтягивающие ноги штаны-чулки.


«Рыцарь из Глазго» - оригинал.

«Гривс» с петлями крепления.

Итальянские доспехи легко отличить от всех прочих по ряду признаков. Это и их очевидная «пухлость», и наличие кольчужных «сабатонов», распространенных в Италии. Возникает вопрос, а как же обувь? А ее не было, то есть не было в нашем понимании. Для рыцаря сабатоны из кольчуги на кожаном подбое или целиком кольчужные как раз и были самой лучшей обувью.

Джон Кресси, Ричард Бошам, граф Уорик, Уильям Филипп, лорд Бальдорф – в доспехах эпохи войны Роз. Рис. Грэхема Тёрнера

Рассмотрим теперь рисунок Грэхема Тёрнера, изображающий «рыцаря из Глазго» в итальянских латах примерно 1450 года поподробнее.
1. Шлем-«арме» в разобранном виде. Купол шлема имел подбой из кожи, а сам шлем был устроен так, что мог легко разбираться на части, что позволяло легко заменять или чинить поврежденные в бою детали.
2. Забрало также можно было легко снять. Для этого нужно было извлечь запирающие шпильки по бокам.
3. Подбородник-бевор можно было надевать поверх забрала, а удерживался он на месте при помощи ремешка, застегивавшегося на затылке. То есть «разнесенная броня» - это отнюдь не прерогатива наших современных танков и появилась она задолго до ХХ века!
4. И пластины наплечника «полдрона», и пластины латных оплечий – все эти детали имели выступающие ребра, отводившие в стороны наконечник копья или меча. Соединялись пластины при помощи заклепок и на ремнях.
5. Особенностью итальянских, миланских, доспехов был левый наплечник значительно большего размера, чем правый. Ну, и если посмотреть на миланские латы со спины, то многие наплечники сделаны заходящими друг на друга.
6. Как видите, доспех для руки был очень хорошо продуман. Все его металлические полосы держались на кожаных ремешках и на заклепках таким образом, что заходили одна на другую, нигде не открывая тела.
7. Большая гарда «ванбраса», или защиты руки - типично итальянской формы, судя по размеру. А фиксировалась она на левом налокотнике очень просто: на нем было отверстие под шпильку. В шпильке было отверстие для штифта-фиксатора на цепочке.
8. Латные рукавицы на самом деле были просто кожаными перчатками, с нашитыми на нее металлическими пластинками. Причем на каждый отдельный палец пришивалась дополнительная полоска кожи, и уже на нее на заклепках крепились перекрывавшие друг друга стальные пластинки, или чешуйки. Левая латная рукавица часто отличалась от правой тем, что имела одну крупную пластину, закрывающую все пальцы, тогда как правая, поскольку ей нужна была большая подвижность для удержания оружия, имела несколько пластин.
9. «Кюис», или набедренник, опять же вверху был обшит кожей с отверстиями, через который пропускались самые настоящие «шнурки для ботинок» для того, чтобы привязывать их к отверстиям на подоле дублета – кафтана-«подлатника». Наколенник по итальянской моде имел большие боковые крылышки. «Грив» - или поножа, или наголенник, - представлял собой две детали на двух петлях, затягивавшихся на ноге ремешками с пряжками на внутренней стороне голени.
10. С итальянскими же доспехами было модно носить итальянский «салад».
11. Итальянцы всегда были большими модниками, носили поверх доспехов из кольчуги накладные пластины из тисненой кожи, нередко золоченые, и очень часто обтягивали шлемы тканью, вот как этот «салад», обтянутый бархатом и украшенный фигурками из позолоченной меди (ок. 1480 г.). На более дешевые шлемы шел вельвет.

Посетители сайта ВО неоднократно задавали вопросы о том, какое рыцари носили «нижнее белье». И не просто белье. Тут особых изысков никто не придумал, а защитное, такое, с помощью которого можно защитить свои гениталии. И надо сказать, что в коллекции Метрополитен музея в Нью-Йорке именно этих «доспехов» оказалось достаточно много. Вот, например, кольчужные трусы, правда, XVI века из Германии. Вес 538.6 г.

Вот эти еще тяжелее: вес 1.16 кг.

Важен вопрос: а как много одетых в металлические доспехи солдат было в распоряжении командиров эпохи войны Алой и Белой Розы? В «Черной книге» короля Эдуарда IV есть данные о том, сколько в его время у нобилитета Британии имелось сквайров, которых в случае надобности они могли «призвать под ружье». Король – 600, герцог – 240, маркиз – 200, граф – 140, виконт – 80, барон – 40 и простой рыцарь – 16 человек. И как раз именно во время войны Роз численность всех мобилизованных войск во время коротких кампаний достигала 50000 человек. Но, разумеется, в полных доспехах щеголял не каждый. Например, во многих замках гарнизоны комплектовались по принципу три лучника на одного «жандарма».

Кольчуга продолжала использоваться и для защиты шеи и нижней части лица. Германия, XV в. вес 1275.73 г.

Вербовку войск осуществляли «капитаны», набиравшие солдат по договору. Договор назывался «индентура» (или нечто зазубренное). Почему так? А дело в том, что полностью составленный договор с оговоренным количеством участников и суммой оплаты разрезался зигзагообразно или по волнистой линии и одна часть оставалась у капитана, а другая отсылалась королевскому казначею для оплаты. В случае каких-либо споров достаточно было сложить эти бумаги по линии разреза…

Важной частью доспехов войны Роз была кираса. Чаще всего устроена она была таким образом, как показано на этом рисунке. «Юбка» при посадке в седло складывалась.


Устройство «набрюшника (нижней части кирасы) и «юбки».

Договоры заключались самые различные. Например, в индентуре от 20 сентября 1468 года, заключенной между лордом Скэйлсом и сквайром Джоном Норбери, говорилось об одном жандарме и 118 лучниках, нанятых сроком на 91 день. При короле Эдуарде VI рыцарь, нанятый в такой отряд, получал два шиллинга в день, сквайр – один, а лучники и того меньше.

Большие отряды «призывников», то есть призванным на службу ополченцам из крестьян и горожан, по документам 1468 года, представляли собой «роты» по 1000 человек в каждой, затем в свою очередь они делились на отряды по 100 и 20 человек. Проблема была лишь с тем, что иногда в ополчение одних и тех же людей призывали и Йорки, и Ланкастеры. За неповиновение грозили смертью и… случалось и так, что ополченцы шли служить не своему непосредственному сюзерену, который был, например, далеко. А тому, который был… поближе!

[center]

Еще одна работа Грэхема Тёрнера, изображающая рыцарей эпохи войны Роз. Как видите, их белые доспехи были еще очень просты и функциональны.

Насколько совершенным и многочисленным было оружие того времени? Об этом может свидетельствовать такой документ, как опись вооружения замка Кэйстер от 1461 г., в которой сообщается, что в замке было четыре казнозарядных пушки с восемью запасными каморами, две пушки стреляли 7-дюймовыми (178 мм) каменными ядрами, а две - 5-дюймовыми (127 мм). Была одна серпантина с тремя каморами калибра 10 дюймов (254 мм) и одна калибра 7 дюймов (178 мм). Обе стрелявшие каменными ядрами. Три орудия имели калибр 12 дюймов (305 мм) и еще две короткие корабельные пушки с шестью каморами. Две малые серпантины и четыре пушки предназначались для стрельбы свинцовыми пулями. Причем весь этот арсенал был обеспечен запасом пороха и снарядов. Кроме того, в списке значилось семь единиц ручного огнестрельного оружия, а еще 24 щита из вяза, два - из пластинок китового уса, восемь комплектов «белых» лат устаревшего образца, десять пар поношенных доспехов для торса, 14 поношенных «жаков», то есть доспехов из ткани с нашитыми на нее роговыми пластинками, десять шлемов-бацинет, 24 салада, шесть латных воротников, 16 свинцовых молотов и девять чеканов. Кроме того, в списке значились оцинкованные каски, четыре больших арбалета из стали, два – с луками из китового уса, два – с луками из тиса, два «гобержона» (короткий кольчужный доспех) и даже бочка для их хранения. Причем, все это – арсенал всего лишь одного единственного замка, причем далеко не самого важного и крупного!

Кольчужный воротник конца XV в. Общая длина 73.7 см. Вес 0.85 кг. (Коллекция Уоллеса, Англия)

Кстати говоря, следует обратить внимание на большой запас сменных камор к орудиям, что позволяло поддерживать высокий темп огня, поскольку для заряжания орудия достаточно было извлечь сменную камору и тут же вставить новую. Стволы для охлаждения все время поливались водой, а так как камор было много, они успевали остыть после выстрела.

У рыцарей, воевавших друг с другом во время войны Алой и Белой розы, было несколько серьезных проблем, связанных как с собственно их «рыцарскими делами», так и спецификой конфликта. Прежде всего, как это ни странно, это была проблема идентификации. Человека, имеющего положение и высокий статус, будь то «баннере», лорд или король, было легко узнать на поле по его знамени – широкому квадратному либо прямоугольному флагу с вышитом на нем гербом владельца. Сеньор, а также его челядь и воины, могли также носить «сюрко» с геральдическими изображениями или по крайней мере его геральдических цветов. Поначалу это был плотно прилегающий к телу или же свободный «жюпон», как с рукавами, так и без них, а еще позднее – свободно спадающий с плеч «табар» с широкими рукавами длиной до самого локтя, очень похожий на те, которыми пользовались в это время герольды. Дошедшие до нас эффигии показывают нам рыцарей в таких вот «плащах», однако их мало. То есть «белые доспехи» были в то время все-таки более популярны, причем даже самые простые на вид. А поскольку щитами тогда уже тоже не пользовались, было очень важно, чтобы знаменосец находился как можно ближе к своему господину, и держался не далее хвоста его коня, по выражению того времени. Самым распространенным был штандарт - длинный флаг в виде куска ткани с острым концом или же раздвоением в виде ласточкиного хвоста. У самого места крепления к древку было в традиции изображать крест св. Георга – красный прямой крест на белом фоне. А вот дальше шли «меха», кресты, вепри, орлы, драконы, ветвистые палицы, леопардовые львы и вся прочая геральдическая живность. В целом вымпел мог нести на себе гораздо больше информации, чем даже тот же герб. Окраска штандарта обычно соответствовала двум основным цветам герба сеньора, каковые затем присутствовали и на одежде его воинов. Очень хорошо данная традиция представлена в советском кинофильме «Черная стрела». Видимо, у них там был хороший консультант и режиссер его слушался.

Капелла Генриха VII в Вестминстере — последний шедевр английской готики.

Но красный крест мог быть как у Йорков, так и у Ланкастеров, а заметить какие-то другие детали рисунка было не так уж и легко. Поэтому сеньор мог приказать не отходить от знамени более чем на десять футов (или принять какую-то иную, но похожую меру предосторожности), чтобы иметь возможность визуально контролировать своих людей. Однако если приходилось перемещаться с одного место на другое, то в горячке боя нередко случалось и так, что одна дружина по ошибке нападала на собственных союзников.

Поскольку вымпелов на копьях было много, важные нобили использовали на поле боя еще и собственных герольдов, носивших «табары» с их гербами, и горнистов с трубами, с которых свисали полотнища ткани опять же с фамильной символикой своих господ.

Рыцари и рыцарство эпохи войны Роз: главные проблемы (часть 4)

Король Генрих VI (Национальная портретная галерея, Лондон)

Грохот от оружия и доспехов от множества людей, яростно бросавшихся друг на друга, стоял на поле боя просто ужасный. И опущенное забрало в этом случае ограничивало не только возможность хорошо слышать отдаваемые приказы, но и видеть происходящее. Правда, и боковой обзор был ничуть не лучше, чем это принято считать, все время скользить глазами по узкой смотровой щели было затруднительно. Если же в шлеме не хватало, например, вентиляционных отверстий, то воин мог видеть собственные ноги, только если наклонялся. Ну и, разумеется, внутри такого шлема очень быстро становилось жарко, тело в доспехах потело, а пот заливал ему лицо.

Если рыцарь получал рану или заболевал, то на пути к выздоровлению он также сталкивался сразу с двумя препятствиями. Первое было связано с его положением и средствами, поскольку именно от этого зависело самое главное – встретится он с врачом или нет. Второе, даже если денег на врача у него и хватало, и он медицинскую помощь все же получал, очень и очень многое решало мастерство лекаря и характер полученной им раны. Короли и крупные представители нобилитета старались иметь своих собственных врачей на жалованье, и такие люди сопровождали их в походах. Например, известен некто Томас Морестид, который был королевским врачом у Генриха V во время вторжения во Францию в 1415 г. Интересно, что сей лекарь заключил с королем соглашение о том, что он берет на себя обязательство поставить своему государю еще и трех лучников, и 12 «hommes de son mestier», то есть «людей его службы». Как лекарь, или врач, числился при королевской особе и некий Уильям Брэдуордин. Вместе с Морестидом они явились в сопровождении еще девяти врачей каждый, так что общее количество лекарей в королевском войске достигло 20 человек.

Король Генрих VII около 1500 г. Копия с утраченного оригинала. ( Лондон, общество антикваров)

Случалось, что врачей нанимали, точно так же, как и солдат, но удовольствие это было дорогое. Так, Джон Пэстон получил рану стрелой пониже правого локтя в битве при Барнете в 1471 г., но спасся бегством вместе с другими йоркистами. Его брат послал ему лекаря, который использовал для лечения «пиявок» и «врачевание», и пользовал раненого до тех пор, пока его рана не начала затягиваться. Однако Джон жаловался брату, что выздоровление обошлось ему в целых 5 фунтов за полмесяца и практически его разорило.

Однако шанс поправиться в то время больше зависел от удачи больного, чем от мастерства лекаря. Знаменитые врачи обучались искусству лечения в школе в Монпелье, в районе Лангедок-Руссильон на юге Франции, однако такие светила медицины бывали очень ограниченны в своих возможностях. Многие лекари могли срастить сломанную конечность или же вправить вывихнутый сустав, умели лечить даже грыжу, могли сделать и ампутации. Но поскольку про бактерии никто ничего не знал, любая операция такого рода становилась для больного делом смертельно опасным. Ни инструменты, ни руки зачастую даже не мыли. Открытые раны просто зашивали при помощи иглы и ниток, а сверху мазались яичными желтками, повсеместно считавшихся заживляющим средством. Кровотечения останавливали очень простым, надежным, хотя и болезненным средством, а именно – прижиганием раскаленным железом.

Генрих, граф Ричмонд, в молодости. Неизвестный французский художник. (Музей Кальве)

Поскольку стрелы могли вонзаться в тело очень глубоко, инфекция практически всегда попадала в рану. Правда процент опасных попаданий стрелой с зазубренным наконечником в это время понизился, поскольку воины носили латы. Но даже вроде бы несерьезное ранение вызывало сильное нагноение, так как стрелы часто втыкались лучниками в землю, чтобы быть всегда под рукой, а потому на их наконечниках оставалась смертоносная грязь, которая попадала в раны вместе с обрывками грязной одежды. Раны в живот обычно всегда оказывались смертельными, так как любой прорез в кишках вызывал вытекание их содержимого в брюшные пазухи, в результате чего у раненого начинался перитонит, за которым следовала неизбежная смерть. Но… скелеты, найденные на месте битвы при Таутоне в 1461 г., говорят нам о поистине удивительной способности тогдашних людей выживать после самых ужасных ранений. На костях, обнаруженных в погребениях, нашли отметины от оружия, прошедшего перед этим через мышечную ткань. Один из воинов получил удар в челюсть такой силы, что лезвие вышло с другой стороны рта. У него есть еще и следы ранений на черепе, и, тем не менее, он уцелел и после них, и пусть и обезображенный, но все равно принял участие в бою под Таутоном. То есть знал, что от этого бывает и все равно полез в драку! И в самом деле тут-то этот бывалый солдат свою смерть и нашел. Хотя рыцари обычно носили лучшие доспехи, чем рядовые солдаты, им тоже доставалось. И заканчивалось участие в битве для них так: ограбленные и наполовину голые, они оставались лежать под открытым небом до тех пор, пока к ним не приходила смерть или же не появлялись их спасители. Обычно таковыми становились монахи из ближайшего монастыря, но опять же ни ослов, ни повозок на всех не хватало, так что проходили иногда многие часы, прежде чем раненые получали наконец-то помощь.

Один из памятных знаков на Босвортском поле.

Что касается человеческих останков, обнаруженных под Таутоном, то точно так же, как останки в битве при Висбю, они принадлежат в основном воинам, служившим в пехоте. Характерное положение костей левой руки говорит о том, что это были стрелки из длинного валлийского лука. Гибель нашла этих лучников во время бегства, когда они бежали, держа лук в руке. У некоторых имеется сразу по нескольку ран, особенно на голове, что говорит о том, что их явно добивали. Причем это еще и говорит нам, что жертвы не имели шлемов, а может, и бросили их либо потеряли при бегстве. Затем убитых свалили в общие братские могилы. Но, разумеется, что рыцари и люди с положением имели все шансы избегнуть подобной печальной участи. Например, после битвы при Азенкуре тело герцога Йоркского сварили (!), а кости отправили в Англию для погребения. Прочих сеньоров могли найти их военные слуги или же герольды, которые обходили поля сражений и записывали убитых (понятно тех, кого могли опознать по их гербам). Это позволяло победителю понять, какого именно успеха он достиг своей победой. Затем труп убитого доставляли членам его семьи, а те отвозили тело на домашнее кладбище – обычно в фамильный склеп, где покойный занимал место рядом со своими предками. В иных случаях их так и хоронили на месте их гибели или поблизости от него, обычно при местной церкви или аббатстве.

Мемориальная доска (брэсс) сэра Ральфа Верни, 1547 г. в Олдбери, Хартфордшир. На фигуре свободный «табар», надетый поверх лат, а ведь с момента окончания «войны Роз» прошло уже столько лет! Кстати, на нем ведь еще и кольчужная юбка надета… от какого родного дедушки он получил в наследства эти доспехи?

Эпоха войн Алой и Белой розы была характерна еще и тем, что «за белых» и «за красных» разделился по принципу оказания поддержки претендентам на престол и сам народ, нередко даже особо этого и не желая, а то и с полным безразличием. Поэтому измена была в этих условиях почти естественным делом, вот только наказание за нее всегда было таким, как продуманный акт. Например, после битвы при Уэйкфилде в 1460 г. Ричард Невилл, эрл Солсбери, попал в плен и был казнен уже на следующий же день. Пока рыцари воевали во Франции, где противник относился к ним как к людям чести, такого не происходило. Но вот в Англии поругание убитых стало делом очень популярным. Так, тело Уорика «Кингмэйкера», убитого в столкновении под Барнетом в 1471 г., специально привезли в Лондон и выставили для всеобщего обозрения прежде, чем отвезти в аббатство Бишем для погребения среди прочих членов его рода. Ричард III два дня пролежал голым, не считая покрывавшего его куска ткани, в церкви Св. Марии в Ньюарке в Лестере, а потом его похоронили в простой могиле в обители «серых братьев» поблизости. Голову графа Солсбери, а также герцога Йоркского и его младшего сына, эрла Ратленда, погибших при Уэйкфилде, и вовсе насадили на колья, торчащие на стенах Йорка, украсив чело герцога еще и бумажной короной.

Кстати, традиция насаживать головы на шесты и выставлять их в таком виде на Лондонском мосту или у других ворот города должна была стать предостережением для прочих бунтовщиков, которые видели, какая участь грозит даже самым именитым господам. Впрочем, случалось и так, что некоторым пленникам удавалось выходить сухими из воды. Так, сэр Ричард Тансталл, уже посаженный в Тауэр, убедил Эдуарда IV в том, что живой он ему будет полезней, чем мертвый, а потом даже вошел у него в милость. Дети тех, кого осуждали по обвинению в измене, обычно не подвергались казням наряду с отцами, хотя земли и могли перейти в распоряжение короны до тех пор, пока они считались готовыми вступить во владение ими.

Мемориальная доска (брэсс) Хамфри Стенли из Вестминстерского аббатства, 1505 г. На ней он изображен в типичных «белых доспехах» эпохи «войны Роз».

Но наряду с жесткостью этого времени мы находим порой и самые неожиданные примеры проявления гуманизма и сострадания. На полях сражений строились часовни, позволявшие людям оплакать своих погибших и помолиться за них, причем деньги на них собирали всем миром. Ричард III сделал солидный вклад в Куинс-колледж в Кембридже, чтобы тамошние священники могли молиться за его воинов, павших под Барнетом и Тьюксбери.

Тем не менее в ходе войн Алой и Белой розы вместе со множеством рыцарей нашли свой конец и 30 благородных лордов. А те, кто уцелел в боях, смогли избежать гибели лишь по заступничеству своих семей, а вовсе не по личным качествам. Йорки, например, на самом деле были весьма милостивы и, нуждаясь в поддержке знати, проливали кровь совсем не так охотно, как об этом писали их последующие противники…

Картина дня

наверх